мітки

кіно режисери Олег Сенцов короткометражні фільми Україна короткий метр Андрей Тарковский українці video Канни Марина Врода про кіно foto Росія авторське кіно анонс трейлери українське українське кіно інтерв`ю відео рейтинги фестивалі фото Кінотавр Михайло Іллєнко Оскар актори анонси душевне кіно картинки кіногерої кінофестивалі новини фільми 2011 року 2012 Quentin Jerome Tarantino Youtube Ігор Стрембіцький Інтернет Андрей Звягинцев Антон тут рядом Вислови про кіно Олесь Санін аналітика весело видатні українці гумор кінорежисери нагороди огляд особистості отакеє-от прикол радянське кіно той що пройшов крізь вогонь фільм року "Agora" фільми 2009-го року "Агора" "Байдужість" "Мудаки" "Плем`я" "Турист. TheTourist" 19 січня 2011 рік 2015 2020 29 вересня Albert Lamorisse Alejandro Amenabar Benicio del Toro Chris Milk David Cronenberg Florian Henckel von Donnersmarck Forrest Gump Jim Carrey Jim Carrey. video Karl Frederik Lukas Moodysson Kathryn Bigelow Lars Von Trier Martin McDonagh Minaev Live Scarlett Johnansson Selma The Doors The Hurt Locker Tillsammans Universal Studio's Woody Allen whiteonwhite:algorithmicnoir «Крос» Іван Миколайчук Іван Сила Ігор Гарін Ірак Алексей Герман Біенале Валерия Гай Германика Володар Бурі Голівуд Гордонкіхот Гражданская оборона Девід Кроненберг Ева Суссман Егор Летов Жасминова революція Йоко та самураї Квентін Тарантіно Кетрін Біґелоу Лесь Подерев`янський Литвинова Любов Аркус Мирослав Слабошпицький Москва Назви своє ім'я Нікіта Міхалков Німеччина Одеса Олег Флянгольц Охлобыстин Петро Вескляров Познер Процес Севастопіль Сергій Зеркало Стівен Спілберг Твоє кіно ТойХтоПройшовКрізьВогонь Туніс Угорщина Франція Швеція алкоголь америкоси арт-хауз банально і гарно війна галерея голокост гран-прі гівно дебют дизайн документалістика дослідження думки з приводу дід Панас експеременти екшн есеї зйомки квитки в кіно книжки кіно про кіно кінотеатри ліві німе кіно німецьке кіно особистосі отримали по заслугам перемога першотравень податки подивився і раджу постери привітання прокат підсумки ресурси робочі російськомовний дубляж сайти світ кіно стрельнуло в голову стрічки успіх французьке кіно фільми 2000-го року фільми 2008 року фільми 2010 року хіппі шахи юбілей євреї ігнор інфографіка

середа, 26 грудня 2012 р.

In vino veritas








Автор: Максим Карповець Джерело: Cineticle

У многих современных авторов алкоголь не только фигурирует как способ снятия стресса, а вообще превращается в полноценного героя. Вспомните лучший роман Тибора Фишера «Коллекционная вещь», в котором антикварная ваза путешествует сквозь века и, словно диктофон, записывает всевозможные истории. Если бы алкоголь мог говорить, он бы тоже много чего рассказал о человеке. Интуитивно чувствуя и эмпирически зная, многие режиссеры не стесняются из фильма в фильм раскрывать души своих героев с помощью воздействия алкогольных паров.

В последней своей картине «День, когда он пришел» Хон Сансу традиционно сталкивает разные характеры в публичном пространстве, где наливают спиртное. Пьют везде и в любое время суток: утром за завтраком, при случайной встрече днем и, несомненно, вечером среди знакомых и друзей. Звучат откровенные истории, неудобные вопросы и престранные размышления. Все это проигрывается круг за кругом, как старая пластинка в граммофоне. Если сделать ретроспективу фильмов Хон Сансу, то можно с легкостью увидеть как алкоголь, словно верный пес, преследует героев от одного бара к другому. Режиссер искренне верит, что без спиртного не разберешься в страданиях людей. Другое дело, что иногда лишняя доза еще более усугубляет все беды мира.

Для корейского режиссера главным жизненным кредо может быть перефразированное изречение Декарта: пью – значит, существую. В «Ха-ха-ха» после каждого глотка спиртного история набирает все бóльших оборотов («недавно мы оба побывали в городе Тхонъён и за выпивкой поделились своими впечатлениями»), а самые важные события тонко подводятся алкогольной чертой. Спиртное как архаический метод вдохновения и творческой реабилитации присутствует и в картине «Женщине на пляже». Здесь традиционно стол завален пустыми бутылками, а герои подпирают головы то ли от выпитого, то ли от пережитого. Хотя в случае с Хон Сан су эти два варианта всегда работают в унисон. Похожую ситуацию с творческим алкоголем многие видели в картине Александра Пэйна «На обочине», в которой также присутствует неудачник, ищущий вдохновения на винодельнях Калифорнии. Неудивительно, что будет выпита не одна бутылка вина, пока что-то изменится в жизни главного героя.


Кальвадос в фильме «Гавр»

Без кальвадоса не может обойтись еще один персонаж – Марсель Маркс из «Гавра» Аки Каурисмяки. Не секрет, что финский классик тоже любит иногда выпить. Когда Каурисмяки предложили побеседовать за чашкой кофе, он воскликнул: «Кофе? Этого мало, чтобы говорить про кино!..». Кофе недостаточно и для съемок, поэтому он нередко предлагает актерам пропустить «по одной». В процессе работы над «Гавром» Каурисмяки даже придумал правило для актеров: после каждых ста кадров все могли выпить бокал яблочного бренди. Практически все его фильмы – это галерея опьянений и похмелья, в которой вырисовывается образ/герой Каурисмяки, беззащитный перед миром и в то же время готовый на все во имя любви, дружбы и справедливости. Чего только не сделаешь после принятой дозы на страдающую душу (принимают на грудь???)!

Алкогольная традиция не только скрепляет в невидимый дружеский союз Аки Каурисмяки и Хон Сансу – к ним также присоединяется известный любитель красного Отар Иоселиани. Американский кинокритик Майкл Сицински справедливо видит наиболее явную связь между Каурисмяки и Иоселиани именно в алкогольных ритуалах. По этому поводу Сицински пишет: «Оба этих режиссера явно разделяют взгляд на алкоголь как на "великого уравнителя" и твердую убежденность в том, что любой конфликт может быть, в конце концов, улажен в ходе хорошей попойки» [1]. Действительно, Иоселиани на эту тему есть что сказать, ведь его герои давно уже привыкли к хорошему выдержанному вину.

Вино в «Истине в вине»

Как истинный грузин, Отар Иоселиани предпочитает вино, поэтому так и называет наиболее интересный фильм позднего периода своего творчества – «Истина в вине» (хотя в оригинале «Adieu, plancher des vaches!»). Но в фильме не только пьют вино. Например, юный Пьер, стыдясь своего буржуазного генотипа, устраивается мойщиком посуды в кафе, чтобы хоть как-то самоутвердиться в этой жизни. После работы он всегда пьет кальвадос и влюбленным взглядом сопровождает каждое движение официантки, на которой мечтает жениться в один прекрасный день.

Кальвадос – достаточно экзистенциальный напиток, об этом нам рассказал еще Ремарк в «Триумфальной арке». Следуя логике экзистенциализма и кальвадоса, Пьеру так и не суждено обручиться с дамой своей мечты. В фильме также присутствует альтер-его самого Иоселиани. Это ни кто другой, как отец аристократической семьи, который тоже устал от своего бремени, поэтому берет ружье, бутылку вина из подвала и идет стрелять в лес по бумерангам. Как видим, в этот раз алкоголь служит средством побега из скуки богатой жизни. Финальным аккордом становиться побег престарелого буржуа со своим новым приятелем бродягой, который и открывает истину во всей ее экстремальной красоте. Здесь алкоголь фигуриурет как гарантия спокойствия, некоего душевного равновесия в невротичной атмосфере дома. Однажды Отар Иоселиани отметил про важность хорошего собеседника: «Я и мои друзья сидим себе спокойно за столом, пьем. Сказать нам особенно нечего друг другу, потому что нам давным-давно все друг про друга известно, и все мы очень немногословные. Но если появляется мерзавец за столом – тогда молчим упорно, вообще слова не произнесем. Думаю, бить морду не имеет смысла». Но, добавим, когда появляется прекрасный человек, пусть даже бродяга, с ним нестрашно сбежать из дома.


Генри Чинаски пьет то ли виски, то ли пиво в фильме «Фактотум»

В относительно недавнем, очень неровном «Фактотуме» появилась каноническая фигура алкогольной субкультуры: Чарльз Буковски, который модифицировался в образ Генри Чинаски. Первая вариация на тему Буковски и алкоголя появилась еще в эпатажной «Истории обыкновенного безумия» (1981) Марко Феррери, а потом в «Пьяни» (1987) Барбета Шрёдера, где Микки Рурк блестяще сыграл главного героя. Кстати, Буковски, который выступил и автором сценария, эпизодично появляется в «Пьяни» – его можно увидеть за стойкой бара, где тот спокойно пьет пиво. Конечно, всем известный тунеядец очень далек от вышеуказанных меланхоличных и добродушных персонажей. Главная разница в том, что Буковски использует алкоголь как разрушительную силу, создавая барьеры между людьми и, в конце концов, уничтожая самого себя. Но за этим дионисийским бездельем тоже спрятана одна важная вещь: разрушая себя спиртным (или другим способом), мы также создаем что-то новое. Мысль не новая: еще древние греки полагали, что хаос существует не только как абсолютное ничто, а как потенциальный порядок (космос). В потоке этой потенциальности и пребывает Генри Чинаски/Чарльз Буковски, импульсом которой выступает именно спиртное.

Виски в «Потерянном уик-энде»

К слову, еще один важный символ в booze cinema, Джеффри Лебовски, не сложился бы без пьяных рассказов Буковски. Да и сам Лебовски как будто списан из фигуры писателя. Наивно сомневаться в том, что братья Коэны не читали прозу Чарльза Буковски. Впрочем, интепретация Коэнов совсем другая, чем у Марко Феррери, Барбета Шрёдера и автора беспощадной арабески на тему падшей «алкогольной личности» «Потерянный уик-энд» (1945) Билли Уайлдера – практически первого режиссера, который заговорил о проблеме алкоголизма в американском обществе. Все эти трактовки касаются больше трагической стороны алкоголя, когда, начиная с девяностых и по сегодняшний день, многих авторов интересует трагикомическое, даже ироническое вúдение этой темы. Джеффри «Дюдя» Лебовски, несмотря на очевидную критику его жизни, скорее вызывает симпатию, а не сочувствие. Нам не хочется ему помочь, а наоборот – присоединиться и поиграть в боулинг, хотя герой Джеффа Бриджеса ни разу в него и не играет. Ну и выпить его фирменного коктейля.

Вся наша жизнь проходит за бесконечными, но такими приятными встречами, где алкоголь в разных дозах и вариациях сближает людей в общее коммуникативном пространстве. В сборнике «Вино и философия» Гарольд Таррент, описывая античную традицию винопития, отмечает: «Греки видели, что вино, как и многое другое вокруг, включает в себе доброе и плохое в зависимости от того, как и когда его употреблять» [2]. Понятно, что речь идет о знании меры. Об этом также отмечают современные режиссеры, романтически веря, что без бокала красного вина или яблочного кальвадоса никогда не прийти к взаимопониманию. Нам остается только им поверить и выпить за их здоровье.

[1] Майкл Сицински. Порт забытых грез: «Гавр» Аки Каурисмяки. Текст здесь: http://aki-kaurismaki.ru/press3/lehavre_cinemascope.htm
[2] Harold Tarrant. Wine in Ancient Greece: Some Platonist Ponderings // Wine and Philosophy: A Symposium on Thinking and Drinking (Philosophy for Everyone). [Ed. F. Allhoff] – London: Wiley-Blackwell, 2007. – P. 15–30.

Немає коментарів:

Дописати коментар