Автор: Максим Карповець Джерело: Cineticle
У многих
современных авторов алкоголь не только фигурирует как способ снятия
стресса, а вообще превращается в полноценного героя. Вспомните лучший
роман Тибора Фишера «Коллекционная вещь», в котором антикварная ваза
путешествует сквозь века и, словно диктофон, записывает всевозможные
истории. Если бы алкоголь мог говорить, он бы тоже много чего рассказал о
человеке. Интуитивно чувствуя и эмпирически зная, многие режиссеры не
стесняются из фильма в фильм раскрывать души своих героев с помощью
воздействия алкогольных паров.
В последней своей картине «День, когда он пришел»
Хон Сансу традиционно сталкивает разные характеры в публичном
пространстве, где наливают спиртное. Пьют везде и в любое время суток:
утром за завтраком, при случайной встрече днем и, несомненно, вечером
среди знакомых и друзей. Звучат откровенные истории, неудобные вопросы и
престранные размышления. Все это проигрывается круг за кругом, как
старая пластинка в граммофоне. Если сделать ретроспективу фильмов Хон
Сансу, то можно с легкостью увидеть как алкоголь, словно верный пес,
преследует героев от одного бара к другому. Режиссер искренне верит, что
без спиртного не разберешься в страданиях людей. Другое дело, что
иногда лишняя доза еще более усугубляет все беды мира.
Для корейского режиссера главным жизненным кредо может быть перефразированное изречение Декарта: пью – значит, существую. В «Ха-ха-ха»
после каждого глотка спиртного история набирает все бóльших оборотов
(«недавно мы оба побывали в городе Тхонъён и за выпивкой поделились
своими впечатлениями»), а самые важные события тонко подводятся
алкогольной чертой. Спиртное как архаический метод вдохновения и
творческой реабилитации присутствует и в картине «Женщине на пляже».
Здесь традиционно стол завален пустыми бутылками, а герои подпирают
головы то ли от выпитого, то ли от пережитого. Хотя в случае с Хон Сан
су эти два варианта всегда работают в унисон. Похожую ситуацию с
творческим алкоголем многие видели в картине Александра Пэйна «На обочине»,
в которой также присутствует неудачник, ищущий вдохновения на
винодельнях Калифорнии. Неудивительно, что будет выпита не одна бутылка
вина, пока что-то изменится в жизни главного героя.
Кальвадос в фильме «Гавр»
Без кальвадоса не может обойтись еще один персонаж – Марсель Маркс из «Гавра»
Аки Каурисмяки. Не секрет, что финский классик тоже любит иногда
выпить. Когда Каурисмяки предложили побеседовать за чашкой кофе, он
воскликнул: «Кофе? Этого мало, чтобы говорить про кино!..». Кофе
недостаточно и для съемок, поэтому он нередко предлагает актерам
пропустить «по одной». В процессе работы над «Гавром»
Каурисмяки даже придумал правило для актеров: после каждых ста кадров
все могли выпить бокал яблочного бренди. Практически все его фильмы –
это галерея опьянений и похмелья, в которой вырисовывается образ/герой
Каурисмяки, беззащитный перед миром и в то же время готовый на все во
имя любви, дружбы и справедливости. Чего только не сделаешь после
принятой дозы на страдающую душу (принимают на грудь???)!
Алкогольная традиция не только скрепляет
в невидимый дружеский союз Аки Каурисмяки и Хон Сансу – к ним также
присоединяется известный любитель красного Отар Иоселиани. Американский
кинокритик Майкл Сицински справедливо видит наиболее явную связь между
Каурисмяки и Иоселиани именно в алкогольных ритуалах. По этому поводу
Сицински пишет: «Оба этих режиссера явно разделяют взгляд на алкоголь
как на "великого уравнителя" и твердую убежденность в том, что любой
конфликт может быть, в конце концов, улажен в ходе хорошей попойки» [1]. Действительно, Иоселиани на эту тему есть что сказать, ведь его герои давно уже привыкли к хорошему выдержанному вину.
Вино в «Истине в вине»
Как истинный грузин, Отар Иоселиани
предпочитает вино, поэтому так и называет наиболее интересный фильм
позднего периода своего творчества – «Истина в вине» (хотя в оригинале «Adieu, plancher des vaches!»).
Но в фильме не только пьют вино. Например, юный Пьер, стыдясь своего
буржуазного генотипа, устраивается мойщиком посуды в кафе, чтобы хоть
как-то самоутвердиться в этой жизни. После работы он всегда пьет
кальвадос и влюбленным взглядом сопровождает каждое движение официантки,
на которой мечтает жениться в один прекрасный день.
Кальвадос – достаточно экзистенциальный напиток, об этом нам рассказал еще Ремарк в «Триумфальной арке».
Следуя логике экзистенциализма и кальвадоса, Пьеру так и не суждено
обручиться с дамой своей мечты. В фильме также присутствует альтер-его
самого Иоселиани. Это ни кто другой, как отец аристократической семьи,
который тоже устал от своего бремени, поэтому берет ружье, бутылку вина
из подвала и идет стрелять в лес по бумерангам. Как видим, в этот раз
алкоголь служит средством побега из скуки богатой жизни. Финальным
аккордом становиться побег престарелого буржуа со своим новым приятелем
бродягой, который и открывает истину во всей ее экстремальной красоте.
Здесь алкоголь фигуриурет как гарантия спокойствия, некоего душевного
равновесия в невротичной атмосфере дома. Однажды Отар Иоселиани отметил
про важность хорошего собеседника: «Я и мои друзья сидим себе спокойно
за столом, пьем. Сказать нам особенно нечего друг другу, потому что нам
давным-давно все друг про друга известно, и все мы очень немногословные.
Но если появляется мерзавец за столом – тогда молчим упорно, вообще
слова не произнесем. Думаю, бить морду не имеет смысла». Но, добавим,
когда появляется прекрасный человек, пусть даже бродяга, с ним нестрашно
сбежать из дома.
Генри Чинаски пьет то ли виски, то ли пиво в фильме «Фактотум»
В относительно недавнем, очень неровном «Фактотуме»
появилась каноническая фигура алкогольной субкультуры: Чарльз Буковски,
который модифицировался в образ Генри Чинаски. Первая вариация на тему
Буковски и алкоголя появилась еще в эпатажной «Истории обыкновенного безумия» (1981) Марко Феррери, а потом в «Пьяни»
(1987) Барбета Шрёдера, где Микки Рурк блестяще сыграл главного героя.
Кстати, Буковски, который выступил и автором сценария, эпизодично
появляется в «Пьяни» – его можно увидеть за стойкой бара, где
тот спокойно пьет пиво. Конечно, всем известный тунеядец очень далек от
вышеуказанных меланхоличных и добродушных персонажей. Главная разница в
том, что Буковски использует алкоголь как разрушительную силу, создавая
барьеры между людьми и, в конце концов, уничтожая самого себя. Но за
этим дионисийским бездельем тоже спрятана одна важная вещь: разрушая
себя спиртным (или другим способом), мы также создаем что-то новое.
Мысль не новая: еще древние греки полагали, что хаос существует не
только как абсолютное ничто, а как потенциальный порядок (космос). В
потоке этой потенциальности и пребывает Генри Чинаски/Чарльз Буковски,
импульсом которой выступает именно спиртное.
Виски в «Потерянном уик-энде»
К слову, еще один важный символ в booze cinema,
Джеффри Лебовски, не сложился бы без пьяных рассказов Буковски. Да и
сам Лебовски как будто списан из фигуры писателя. Наивно сомневаться в
том, что братья Коэны не читали прозу Чарльза Буковски. Впрочем,
интепретация Коэнов совсем другая, чем у Марко Феррери, Барбета Шрёдера и
автора беспощадной арабески на тему падшей «алкогольной личности» «Потерянный уик-энд»
(1945) Билли Уайлдера – практически первого режиссера, который
заговорил о проблеме алкоголизма в американском обществе. Все эти
трактовки касаются больше трагической стороны алкоголя, когда, начиная с
девяностых и по сегодняшний день, многих авторов интересует
трагикомическое, даже ироническое вúдение этой темы. Джеффри «Дюдя»
Лебовски, несмотря на очевидную критику его жизни, скорее вызывает
симпатию, а не сочувствие. Нам не хочется ему помочь, а наоборот –
присоединиться и поиграть в боулинг, хотя герой Джеффа Бриджеса ни разу в
него и не играет. Ну и выпить его фирменного коктейля.
Вся наша жизнь проходит за бесконечными,
но такими приятными встречами, где алкоголь в разных дозах и вариациях
сближает людей в общее коммуникативном пространстве. В сборнике «Вино и
философия» Гарольд Таррент, описывая античную традицию винопития,
отмечает: «Греки видели, что вино, как и многое другое вокруг, включает в
себе доброе и плохое в зависимости от того, как и когда его
употреблять» [2]. Понятно, что речь идет о знании меры. Об этом
также отмечают современные режиссеры, романтически веря, что без бокала
красного вина или яблочного кальвадоса никогда не прийти к
взаимопониманию. Нам остается только им поверить и выпить за их
здоровье.
[1] Майкл Сицински. Порт забытых грез: «Гавр» Аки Каурисмяки. Текст здесь: http://aki-kaurismaki.ru/press3/lehavre_cinemascope.htm
[2] Harold
Tarrant. Wine in Ancient Greece: Some Platonist Ponderings // Wine and
Philosophy: A Symposium on Thinking and Drinking (Philosophy for
Everyone). [Ed. F. Allhoff] – London: Wiley-Blackwell, 2007. – P. 15–30.
Немає коментарів:
Дописати коментар